Введение:
Для начала – что есть рестор шаман? Это интересный и универсальный класс, который будет везде востребован везде, начиная от БГ, заканчивая Хардмодами.
Грамотный рестор будет всегда в первой тройке, а то и на первом месте по общему отхилу, благодаря своим гибким и мощным абилкам.
Рестор шаман, вообще нацелен на массовый хил, нежели на хил 1-2 цели. Во-первых, хилить танка на Хардмоде вам попусту не удастся, я уж молчу о том, что вы его просто не выхилите (Для этого существуют паладины). А во-вторых, от вас будет гораздо больше пользы, если бы будете хилить рейд, и все скажут вам спасибо потом.
Итак, вот вы долго и упорно качались и вот наконец-то взяли 80 уровень. Ура! Что же делать дальше? Разумеется, начать ходить с друзьями в начальные данжи (повторяю начальные «!», а не лезть сразу в цлк\ик10\25, выступая ненужным вагоном, от которого нет никакой пользы) для пяти игроков, постепенно одеваясь и накапливая баджи для нового шмота. Всё должно быть поэтапно, только тогда будет польза. Сразу ничего никогда не бывает.
Отхил в группе не составляет большого труда, так как всего лишь 5 человек. Единственно следить за танком, стараться не переагрить мобов (что я часто наблюдал, когда шаманы бросают хилку на танка прямо во время таунта), следить за маной и остальными членами группы. Ставить тотемы не абы как, а подстроить под группу и ситуацию. Например, если с вами в группе 2 война и один маг, то разумно будет поставить тотем на скорость атаки, нежели на скорость заклинаний. Или наоборот, вы подошли к боссу, который бьет школой льда, разумеется, логично пожертвовать силой заклинаний большей выживаемости, заменив тотем пламени на лед. И так далее в этом духе…
Про хилки, которые у нас имеются в запасе и как ими пользоваться, я рассказывать не буду, так как это лишнее. Разве что в дальнейшем вернемся к этому, расскажу парочку секретов.
Экипировка.
Ну что тут можно сказать. Разумеется это кольчуга с уклоном на «силу заклинаний», «скорость», «крит», и «манарег». Такие характеристики, как «меткость» и «дух» нам совершенно не потребуются. Бывают ситуации, что с босса не выпала кольчуга, а например, выпала ткань или кожа, которая значительно повышает ваши характеристики, и при это никому не нужна в группе. Естественно ее можно взять и одеть (при условии, что она никому не нужна), и никто вас за это не осудит. Это что касается начальных данжей, а в дальнейшем, конечно, нужно стремиться собирать комплекты одежд (Т9, а в дальнейшем Т10, и улучшать его) потому что бонус от них значительно повышает ваш ХПС (heal per second\лечение в секунду) и возможность попасть в хороший рейд. Кольца надеваем на «силу заклинаний», «скорость» и «манарег», а аксессуары с упором на «силу заклинаний». Напоследок хочу добавить, чтобы вы не заморачивались на своём GearScore, как это я часто наблюдаю у игроков. Выкиньте этот аддон в глубокую яму и забудьте про него навсегда. Если у вас высокий Gs – это не показатель навыка.
Таланты.
Тут довольно всё просто и не надо ломать себе голову. Я, по крайней мере, не ломаю.
За всю игру, сколько только билдов я не видал, и везде они разные у всех. Я предлагаю самый оптимальный «базовый» рейдовый билд для рестор шамана, вокруг которого вы уже будете крутиться, в зависимости от того, с чем столкнется ваш рейд.
Собственно вот, что он из себя представляет:
http://img24.imageshack.us/i/29323614.jpg/
Тут вкачены самые важные таланты для рестора, спорным лишь остается талант «Очищение духа», так как пользоваться им придется крайне редко, так как существует «тотем очищения». На Хардмодах конечно оказывает незаменимую помощь в снятии проклятий и прочей нечисти. Еще слышал, что многие считают бесполезными таланты «Природная стремительность» и «Сила прилива». Это всё не правда. Я когда лечу рейд, не раз спасаю жизнь товарищам посредством мгновенного каста. (В дальнейшем расскажу, как их обоих эффективно использовать)
Это что касается базы. Теперь вернемся к нашим оставшимся шести очкам талантов. Этими шестью очками я манипулирую среди трех талантов. Это – «Оружие стихий», «Улучшенные щиты» и «Сосредоточение исцеления». Сейчас объясню почему.
Три очка в «Оружие стихий» дает нам 45 СП (Spellpower), которое не скалируется с нашим базовым СП. Это не особо актуально, если например ваш СП составляет 4000+, хотя могу предположить такие моменты, когда его не хватает, но у меня таких моментов не встречалось.
Три очка в «Улучшенных щитах» даёт 15% бонус к полученной мане от прока водного щита, а так же на те же 15% увеличивает отхил от щита земли, что скажу, весьма прилично. Рекомендуется для тех, кто в основном страдает от обезвоживания. У меня лично три таланта сидят именно там, тк другие статы в достатке.
Идем далее. Остался последний талант – «Сосредоточение исцеления». Это незаменимый талант для Хардмодов, где каждая секунда отхила на счету (Вспомним Тухлопуза), и неприятная задержка нам совершенно не к месту.
Вот собственно всё насчет талантов, за вами лишь остается подогнать их под себя, в зависимости от ситуации.
Переходим к символам. Тут тоже всё просто, как пареная репа:
Щита земли (обязательно, так как отхил возрастает будь здоров)
Цепного исцеления (по-моему, даже обговаривать не стоит)
Волны исцеления (Почему этот символ? Объясняю. С малой волны исцеления нам совершенно не понадобиться в рейдах, так как он больше подходит для отхила одиночной цели под щитом (например, в данжах на 5 игроков), а в рейде, пардон, вам такая радость не нужна, т.к. есть дела и поважнее. Сам символ несет в себе дополнительный отхил в экстренной ситуации (например, когда танк падает, и у вас половина здоровья. С ним вы мало того что эффективно поднимите танка на ноги, так еще и отхилите себя любимого.). Малые символы:
Водного щита (не обговаривается)
Обновленной жизни (Плюс свободный слот в сумке)
Тут уже по желанию. Но так как я любитель часто путешествовать, я себе поставил «Астральное возвращение».
Камни и зачарование.
Тут многие усложняют себе жизнь, ставя подряд все камни и чары. В итоге получается, хрен знает что.
Так как мы рестор шаманы, то у нас в приоритете идет «скорость» и «сила заклинаний». Далее по иерархии идет «крит», затем «интеллект», а самой нижней ступенью является «манарег». Объясняю, почему всё так.
«Скорость» - Чем выше наша скорость, тем выше скорость каста, тем выше ХПС. Известно что «Волна исцеления» и «Цепное исцеление» кастуются чрезчур долго. Именно с этим мы будем бороться, посредством повышения нашей скорости.
В идеале для Хардмодных рейдов скорость должна быть не ниже 900. Для остального, что ниже, хватит и 700 скорости. Почему 900? Дело в том, что покушав вкусной еды, и выпив зелья, у нас получается около 980+ скорости. Еще ставим тотем на скорость, и баф от «Тотема расколотого льда Бизури» - и вуа-ля, у нас 1200+ скорости, что нам хватит с головой. С таким статом каст уменьшается до 1,5 сек, что самый раз.
Следовательно, исходя из всего этого ставим в желтые гнезда (+20 к скорости, если есть ювелирка, то +34 к скорости), а в красные (+12 к заклинаниям и +10 к скорости) плюс еще чары на плащ (+23 к скорости).
«Сила заклинаний» - думаю, не нуждается в объяснении. Разве что после сбора 900 скорости, можно спокойно ударяться в «Силу заклинаний». Чары на «Силу заклинаний» чарим на наручи (+30сп), перчатки (+28сп), штаны (+50сп и +30 выносливость), а так же на кольца (Если есть «Наложение чар»)
«Крит» - Крит он и Африке крит. Чем выше шанс крита, тем выше наш ХПС, а также шанс прока от таланта «Улучшенный водный щит». (Читай описание таланта). Крит мы поднимаем засчет камня в мета-сокете (+11мп5 и 3%к крит. эффекту), чарок на шлеме (+30сп и +20крит), наплечниках (+24сп и +15крит), а так же засчет стат нашего шмота. Сильно заморачиваться насчет крита не нужно - это не жизненно важный стат. У меня, например шанс 36%, и он меня вполне устраивает.
«Интеллект» - От кол-ва интеллекта в основном зависит наша эффективность исцеления (талант «Благословение природы» +15%). Так что в синие сокеты рекомендую вставлять камни (+12сп и +10интеллект), если не испытываете проблем с интеллектом, то по желанию можно поставить (+23сп)
«Манарег» - манарег не нуждается в особом внимании, так как его и так достаточно хватает, когда вы в рейде (От шаду-приста и от ретри-паладина, так что старайтесь чтобы РЛ поставил вас именно к ним в группу), а так же от нашего тотема, банок, склянок и тринек.
Шаман в рейде.
Как я уже говорил в рейде нам отведена роль масс-хила – именно этим мы и будем заниматься. Как обычно, перед рейдом основательно подготавливаемся, а именно (еда, фласки, эликсиры). Кушают рестор шаманы в основном «Стейк из королевского ската» (+40 к скорости и +40 к выносливости). Из питья лично я предпочитаю два эликсира – боевой «эликсир молниеносности» и охранный «мощный эликсир разума». Также можно пить «Настой ледяного змея», если есть нехватка в СП.
Какие спелы и когда использовать – это личное дело каждого, поэтому эту тему пропускаем. Единственно о чем не следует забывать – это поддержание тотемов всегда в боевой готовности, «щита земли» на танках, и «водного щита» на себе, дабы не слиться по мане. При это не забывать о том, что не надо перебивать чужие щиты земли. Если в рейде несколько шаманов хилов, рационально распределить каждый щит на всех танков, вместо того, чтобы все одновременно вешать на одного. (В этом вам поможет аддон «ShieldsUp»и договоренность)
Это всё скучная теория, которую и так знают большинство, самая фишка заключается в процессе. Чтобы быстро и эффективно отхиливать рейд – в этом нам помогут некоторые аддоны и макросы.
Лично я использую три аддона – это «Healbot» (Мощный аддон для хиллеров), «ForteXorcist» (для мониторинга кд быстрины, тринек, шоков и прочей ерунды) и «ShieldsUp» (Для контроля щитов). Их трех вполне хватает, чтобы быть в курсе происходящего и не перегружать оперативку лишним барахлом.
http://img858.imageshack.us/i/12300944.jpg/
Итак, займемся настройкой хилбота. Углубляться в лишние детали не будем, я лишь расскажу о самом главном.
Внешний вид для себя каждый выбирает сам, это дело принципиально каждого, главное чтобы было удобно. Далее в закладке «Бафы», ставим проверку на себя «Водного щита» и «Оружия жизни земли» - это будет вам наглядно напоминать в вашем фрейме, что на вас не висит тот, или иной баф. Чтобы не путаться с цветами, достаточно сделать весь рейд фрейм однотонным (У меня салатовый цвет), а цвет пропущенных бафов – белым или любым другим выделяющимся на общем фоне.
Теперь разберемся с заклинаниями. Так как шаман редко хилит одну цель, я для себя сделал выбор назначить на левую кнопку мыши – макрос на быстрину, а на правую – макрос на цепное исцеление. (Мне показалось это удобным, а что за макросы расскажу далее). Так же на Ctrl+левая кнопка – «малая волна исцеления», а на Ctrl+правая – «волна исцеления».
Помните, я говорил, что шаман должен из себя всё выжимать до последней капли? Вот в этом как раз нам помогут следующие макросы, которые мы засунем в хилбот:
Первый – это:
Code
/equip Тотем бушующего моря
/cast [target=mouseover] Быстрина
Который будет автоматически надевать тотем и кастовать быстрину.
Второй, для цепного исцеления – это:
Code
/equip Тотем успокаивающих приливов
/cast Сила прилива
/cast Природная стреимтельность
/cast [target=mouseover] Цепное исцеление
Который будет надевать автоматически тотем, активировать «триньки» по мере их кд (я их так называю просто) и кастовать цепное исцеление. Мне этот макрос показался очень удобным, в плане мгновенного каста цепного исцеления, так как не раз выручало двойным отхилом при мощных аое (Тухлопуз, Леди (духи), и прочие боссы) и я не ломаю себе голову лишними кликами по «тринькам», зная что они сами активируются. Почему я не взял мгновенный каст волны исцеления? Да потому что я никогда его не буду использовать, потому что он абсолютно лишний и не пригодный.
Кстати еще во время спама «цепного исцеления» по рейду этим макросом, игра вам будет постоянно напоминать, что «триньки» еще не готовы (Заклинание еще не готово). От этого избавиться вам поможет аддон «ErrorFilter».
Если вдруг возникнет ситуация, что макрос кастуется на себя, а не на игрока во фрейме, то следует в хилботе, во вкладке "заклинания", напротив нашего макроса поставить точку "Авто цель".
http://img717.imageshack.us/i/39205130.jpg/
Теперь давайте разберемся, почему мы так сделали. В смысле, почему каждый раз менять тотемы. Дело в том, что эти простые макросы сделают вам отличную прибавку в СП. Проще говоря, при кастах «быстрины» активируется баф (+255 СП), а при касте цепного исцеления активируется баф (+234 СП), которые будут на вас практически всегда, благодаря спаму заклинаний. Разве это не плохо? По-моему очень даже супер.
http://img684.imageshack.us/i/25056118.jpg/
Для прибавки скорости (+220) я использую макрос:
Code
/equip Тотем расколотого льда Бизури
/targetenemy
/cast Огненный шок(Уровень 1) – уровень 1 для того, чтобы не привлекать к себе агро
/targetlastfriend
Этот макрос удобно использовать в те моменты, когда нету жаркой битвы, и вам дозволяется чуть чуть передохнуть. Однако не стоит забывать про то, что как только вы поменяете тотем на другой, тики огненного шока больше не будут поддерживать ваш баф скорости, так что следите за этим внимательно.
Еще есть макрос на фокус – но это мое личное предпочтение, так как удобно одним нажатием клавиши взять босса в фокус, не отвлекаясь от цели танка.